Самарский рок сайт
Легенды рока
Black Sabbath - "Черная Суббота" (1968)

Страна: Великобритания.

Состав исходный: Tony lommi (guitars, keyboards, wind), Geezer Butler (bass), Bill Ward (drums), Ozzy Osbourne (vocals).

Изменения состава: 1973 г: в качестве "гостя" на клавишных вместе с lommi работает Rick Wakeman (Yes, solo).

1975 г: приглашен "свободный" клавишник Gerald Woodroffe (позднее - "штатный" органист сольных проектов Robert Plant (from Led Zeppelin)).

1977 г: Вудрафф заменен на Don Airey (ex-Colosseum, позднее - Ozzy Osbourne, Rainbow, Whitesnake и другие).

1979 г: из группы за регулярное пьянство отчислен Ozzy Osbourne. На его место принят Ronnie James Dio (ex-Rainbow, позднее - соло). Также в штат группы принят на постоянную работу клавишник Geoff Nicholls

1981 г: по болезни покидает группу Билл Уорд, его заменяет Vinny Appice (позднее - Dio).

1983 г: Дио начинает сольную карьеру, вместо него приглашен lan Gillan (заглавная ария в рок-опере "Jesus Christ Superstar", Deep Purple, solo). Возвращается в строй Bill Ward.

1984 г: в возродившийся Deep Purple возвращается Гиллан, собирается начать соло-карьеру Батлер в составе Geezer Butler Band (неудачно - не было выпущено ни одного альбома), покидает рок-сцену вообще в результате заболевания сердца Билл Уорд. В составе остаются лишь lommi и Nicholls. После множества различных проб и поисков для записи очередного альбома остаются Glenn Hughes (vocals, ex-Trapeze, Deep Purple, позднее - соло), Dave Spitz (bass), Eric Singer (drums, позднее - Kiss).

1987 г: Йомми и Николе вновь целиком меняют состав музыкантов. Теперь это: Tony Martin (vocals), Bev Bevan (из ELO, ранее уже неоднократно помогавший своему другу Йомми на концертах вместо больного Уорда, drums) и Bob Daisley (Rainbow, Ozzy Osbourne, bass).

1989 г: меняются басист: Laurence Cottle (ex-Alan Parsons Project) и ударник: Cozy Powell (ex-Rainbow, Whitesnake, ELP).

1990 г: меняется только басист: Neil Murray (ex-Colosseum, Whitesnake).

1992 г: группа реорганизована в составе 1981 года: Йомми, Николе, Батлер, Дио, Винни Эппис.

1994 г: Дио и Эппис возвращаются в группу Dio, вернули в состав певца Мартина, на месте ударника - Bobby Rondinelli (ex-Rainbow).

1995 г: группа реорганизована в составе 1990 года: Йомми, Николе, Мартин, Пауэлл и Мюррей.

О псевдонимах и прозвищах. Тони Йомми рифмы ради всегда звали Томми, настоящее имя Батлера - Terry (Geezer переводится как "Старушонка"), настоящее имя Осборна -John, Оззи - это производное от страны Оз, сказку про волшебника которой любил и постоянно цитировал певец (у нас она известна как "Волшебник Изумрудного Города" в авторизованном изложении Волкова). Dio (в переводе с итальянского - "Бог" - очень "скромно" и со вкусом...) на самом деле Padavona. У Дэйва Спица было прозвище "The Beast"-"3вeрь". Настоящая фамилия Мартина - Harford, a прозвище у него - "Кот".

Теперь история самой значительной группы в хеви-метал. Хронологически стали "металлической" группой №2 после Led Zeppelin, фактически же - первой, так как последние все-таки играли хард-рок на блюзовой основе, а не метал, по большому счету. Третьими, как известно, стали Deep Purple с альбомом "In rock". Вклад Black Sabbath в развитие и становление жанра, что бы ни утверждали оппоненты, с "высоты" сегодняшнего дня определенно видится главенствующим.

Даже оставив в стороне тот факт, что группа Тони Йомми оказалась наиболее стабильной и живучей в сравнении с двумя другими "динозаврами", и только исходя из творчества, можно твердо остановиться на предыдущем выводе: об этом ниже. Не говоря уже о том, что Led Zeppelin и Deep Purple оставили после себя лишь клонистов типа Kingdom Come, подражателей, но не последователей, развивающих идеи. Тогда как Black Sabbath стали первооткрывателями целого обособленного и одного из самых прогрессивных направления в метале - DOOM, и являются, по сути, Иконой для коллективов этого стиля.

Нисколько не умаляя гигантских заслуг перед Роком других монстров, на творчестве "Черного Шабаша" стоит остановиться чуть более подробно.

Первые репетиции начались в конце 1968 года, несколько раз музыканты меняли название, на Black Sabbath остановились в конце 1969 года после просмотра одноименного итальянского фильма ужасов. Тогда же демо с песней "Новый Франкенштейн" (безвозвратно утерянное) решило судьбу контракта с компанией NEMS Records. Первый же альбом группы занял 16-е место в ежемесячном Британском рок-параде, который проводил журнал "Melody Maker". На 15-м был второй диск Led Zeppelin... Слушателю предстала совершенно новая музыкальная атмосфера, полная загадочности, убийственно тяжелой по тем временам риффовой структуры и, одновременно, готической мелодики.

Ничего подобного до сих пор в музыке не было, и Black Sabbath мгновенно стали культовой группой в обоих полушариях. Дебют группы был подлинным шедевром, революцией в "тяжелой" музыке, до сих пор он остается эталонным для всего нынешнего широкого движения стиля Doom.

Black Sabbath пели о "черных силах", ведьмах и вампирах, очень необычно сочетая "потусторонние" проблемы с современными. Социальность была присуща для всего раннего творчества этой Бирмингемской группы. Злые, колючие тексты, многие антивоенного характера, резко выделяли коллектив из сонма рок-групп хиппи-мейнстрима, в песнях которых главной темой были любовь и нирвана. Главной заботой английской цензуры было правильное "прочтение" мудреных текстов Black Sabbath, и тогда такие песни как "War pigs" ("Свиньи войны") даже не удавалось "протащить" печатным текстом на конвертах. Они никогда не были "сатанинской" группой, а перевернутый крест на развороте первого альбома был не более, чем условием записывающей компании, пытавшейся самой определить имидж ансамбля.

Напротив, "нормальный" крест настойчиво выделяется всеми членами группы во время концертов, на оформлении последующих дисков. Даже лады гитары Тони Йомми вместо точек украшают кресты. Они представили миру Зло как персонаж, чтобы люди не забывали об этом, и они первыми объявили, что песнями о любви и цветах мир к лучшему не изменить...

Второй диск группы, "Параноид", в целом подчинялся концепции, заданной на первом альбоме. Но если тексты здесь стали более приземленными и социальными, то в композиционном отношении эта программа стала шагом назад. Диск стал трижды платиновым, группа стала международной Суперзвездой, одноименная с альбомом вещь заняла 4-е место как в Англии, так и в США, но слава Богу, что музыканты не пошли этой дорогой дальше.

Да, они поняли, как в действительности создаются хиты: вещь "Параноид" была записана ими, по их же признанию, за 10 минут, так как не хватало материала для полновесного LP. И вот эти два-три дешевых аккорда просто поразили Толпу! Самая слабая за всю историю группы вещь, откровенная поделка, стала единственно массовой в масштабах планеты, и в 1980-м году при переиздании "Paranoid" снова заняла все те же 4-е места. Нет, не здесь кроется слава Black Sabbath...

Платиновыми сейчас, после многократных переизданий, являются ВСЕ программы ансамбля. По выходе же этот статус получили лишь первые пять. Каждый последующий из них, начиная с третьего, альбом был лучше предыдущего, но проект 1973 года явно прошел по инерции, судя по отношению публики к очередным, еще более глубоким программам 1975-1978 годов. "Master of reality" - зеркало Dooma, в которое глядели Tiamat, записывая альбом "Clouds" (см. Tiamat). В "Томе-4" продолжается развитие соборных мотивов, тут же заложен весь будущий трэш и впервые появляются элементы арт-рока. Все более активно осваивает в студии клавишные Тони Йомми, все лучше поет Оззи, все теснее для группы становятся рамки созданного ими стиля.

Шедевр 1973 года, значение которого для всей рок-музыки легче недооценить, чем переоценить, как уже говорилось, тоже сразу стал платиновым. Отношение критиков к нему было восторженным, но значительная часть старых поклонников группы насторожилась: для них новая музыка Black Sabbath становилась все более непонятной. "Sabbath bloody sabbath" это уже даже не "дум" с элементами арта, это арт-рок с элементами Doom! Йомми разыгрался на клавишных, флейте и классической акустической гитаре, в паре вещей ему помог Рик Уэйкман из Yes, во всем чувствуется возросший профессионализм всех музыкантов, нить вдохновения пронизывает всю эту эпическую сказку. В свет вышел первый альбом прогрессивного метала. Led Zeppelin придут к этому лишь в 1975 году на "Physical graffiti", Deep Purple не придут никогда.

"Sabotage", как и следующий диск, получил по выходе только золотой статус. Публика просто млела от програм коммерциализировавшихся на нет Deep Purple и понять не могла, куда несет Black Sabbath? В 1975-м группа представила меломанам всего три "забойные" вещи, причем необычно длинные и с часто меняющимися ритмическими и риффовыми рисунками. Остальная продукция альбома "Саботаж" скорее напоминала слегка утяжеленный Genesis с использованием, к тому же, женского хора.

Альбом 1976 года определил отход от Doom к более скоростным структурам со ставшими уже у Black Sabbath традиционными использованиями приемов из арт-рока и классики. Группа росла на глазах, гитарные соло Тони Йомми вдруг преобразились в сложную и запутанную паутину с очень красивыми кружевами, чего никогда не добивались ни Jimmy Page, ни Ritchie Blackmore.

В каждой вещи темы сменяли друг друга раз за разом, сторонникам монотонного хард-рока просто не за что было зацепиться своими мозгами. Наличие профессионального органиста-аранжировщика Джезза Вудраффа, смелое введение в тяжелые структуры акустики и прекраснейшая из баллад "She's gone" сделали этот альбом самым первым "чистым" Прогрессив-метал-проектом.

Старые поклонники Black Sabbath, воспитанные на Doom, просто не могли тогда угнаться за мыслью Топи Йомми (к тому времени основным генератором ансамбля был, фактически, он один), ведь Прогрессив-метал - это более высокая, сложная и глубокая ступень рок-музыки. Группа высоко поднялась в глазах сторонников арт-рока и вообще любителей до предела аранжированных рок-произведений, но таковых всегда было меньшинство. Продажа пластинок стала уменьшаться. Впрочем, к тому времени группа уже была живой легендой, и музыканты могли себе позволить не идти на поводу у спроса. Однако, разбогатев и прославившись, все чаще наплевательски относиться к работе стал Оззи. К тому времени он фактически был "полноценным" алкоголиком, все чаще пропускал репетиции, а в ответ на протесты Йомми вдруг покинул группу в самый разгар работы над диском 1978 года.

Его попросили одуматься, и Оззи вернулся, якобы нехотя. Но Йомми оказался злопамятным итальянцем: сразу по окончании записи он попросту выгнал Оззи, и его сторону тогда заняли остальные музыканты. Кто думает иначе, может обратиться к Видеоистории Black Sabbath, которая переведена на русский язык, и где Оззи сам говорит обо всем этом. Что испытал при этом легендарный певец и что с ним было дальше, можно узнать из отдельного материала о нем ниже по алфавиту. Пока же об альбоме "Never say die".

Этот альбом стал для группы камнем преткновения. В музыкальном отношении самый сложный и "завернутый", скоростной, но с самыми неожиданными переходами в меланхолию и астрал, этот проект до сих пор мало кто понимает. А ведь в нем Black Sabbath расширили границы своей музыки до недосягаемых ранее любой "тяжелой" группе территорий. Великолепное в своей смелости смешение метала, арт-рока и джаз-рока (!) с использованием медной секции, лучшая за все его годы работа клавишника Дона Эйри... Весь запас идей современного Прогрессив-метала был отработан бирмингемцами на этом шедевре, и едва ли кто сегодня может повторить подобное, включая самые авангардные прогрессивные команды. Поклонники Psychotic Waltz, Iced Earth и King Diamond, не забудьте об этом!

Находились бы Black Sabbath под крышей какого-нибудь независимого лэйбла, кто знает, может быть и сегодня они входили бы в почетный легион прогрессив-метала, который, как и Doom, обязан своим существованием именно им. Но чрезвычайно низкий уровень продажи тиража альбома 1978 года заставил руководство POLYGRAM/VERTIGO Records потребовать возвращения к старым структурам. Спустя ровно десять лет в 1980 году вышел второй коммерчески чрезвычайно успешный проект Black Sabbath - диск "Небеса и ад" (Тор-10 в Великобритании и Тор-30 в США).

Вернув былую международную громкую славу, саббатовцы не видели вытянутых лиц любителей прогрессива, совершенно не ожидавших от столь полюбившейся им смелой группы падения даже не в Doom, а в банальный хард! Именно таким оказался первый альбом с Ронни Дио: металлизированный и утяжеленный Rainbow. Впрочем, даже самые в музыкальном отношении слабые саббатовские альбомы на фоне других подобных проектов выглядят очень солидно, и ниже твердой четверки нельзя поставить ни одному из них. Новому клавишнику Джсффу Николсу поиграть в "Heaven and hell" как следует на дали: клавишные вообще отошли на задний план, как в обычных помп-хард-группах.

Как выяснится в дальнейшем, возникшая традиция в юбилейные годы выпускать самые коммерчески удачные и композиционно слабые альбомы у ансамбля сохранится. Следующий проект "Mob rules" с Винни Эпписом на ударных снова поднял группу к исходной Doomoвoй позиции. Медленный и тяжелый, с акустикой и клавишами под скрипки, очень удачно перестроившимся вокалом Дио, этот альбом большинство посчитало слабее предыдущего. Но кто ждал от группы серьезной работы, разочарованы не были: длинные эпические композиции представили саббатовский Doom в новом ракурсе - отличная работа.

На волне успеха Дио начал сольную деятельность. Вернулся окрепший после болезни Уорд, а новым вокалистом стал Иан Гиллан. Вот кто из всех певших после Оззи в Black Sabbath вокалистов был действительно достойной заменой! "Born again", как ни странно, занял 4-е место в хит-параде Англии, хотя коммерческим его даже с натяжкой не назовешь. Напротив, это был самый грубый и мрачный диск группы за всю историю. И один из самых неординарных и новаторских после серии шедевров 1973-1978. На альбоме представлен Doom самого тяжелейшего характера с очень неожиданными и нехарактерными для группы заездами на трэшевые территории.

Очень атмосферный и трудный для восприятия проект. Чтобы понять эту работу, нужно, прежде всего, уловить ее Дух. И несомненно, это лучший альбом в истории Иана Гиллана после арии Христа в рок-опере Andrew Lloyd Webber/Tim Rice. Но издевательское отношение критики, как и в случае с альбомом 1978 года, когда обвинять торопятся те, кто сам ничего не понял, привели команду к очередному кризису, который, как на зло, преследует ее после самых интересных работ.

К чести лидера группы Тони Йомми, он оказался стойким оловянным солдатиком. Разбежавшиеся музыканты сами по себе мало чего добились, a Black Sabbath два года спустя издал новый альбом, попавший в Тор-30 Англии. Диск "Седьмая звезда" знаменует собой третий этап творческой жизни группы. По звучанию он один из самых мягких - Николсу здесь было раздолье, в нем много лирики, восточных интонаций.

Группа не стояла на месте и снова выдала нечто новое и неожиданное. Но певец Хьюз не совсем подходил для Black Sabbath, и тогда на горизонте появился Тони "Кот" Мартин из малоизвестной локальной лондонской группы Alien. С этих пор он, исключая альбом 1992 года, за микрофонной стойкой Black Sabbath.

Первый, записанный с его участием альбом (1987) вновь оказался в ряду шедевров группы и, как следствие, миновал все хит-парады. Doom-метал нетрадиционного характера, который могли сотворить только его создатели, не похож ни на одно другое произведение этого жанра. Снова восточные мотивы, богатые аранжировки, гигантский и монолитный звук гитары, высокий, но удачно вписавшийся вокал - основные характеристики этого прекрасного альбома. Отдельное впечатление добавляет оформление обложки: словно изваянные из камня мужчина и женщина на коленях; голова женщины покоится на груди мужчины, и будто вся человеческая скорбь заключена в этом прекрасном монументе.

В дальнейшем Black Sabbath перешли в лоно самой мощной на сегодня видео/аудио корпорации EMI-THORN, где диктат руководства и контроль за творчеством группы еще более усилился. Позднее творчество группы менее революционно, чем в 70-е и 80-е, но уровень программ остается самым высоким. В Тор-10 Британии попали альбомы 1989 и 1990 годов, но если первый из них в целом DООМовый, то следующий, юбилейный, снова неприятно удивил явной ориентацией на Штаты: мелодичный, сильно нашпигованный клавишами, обычный хард-рок, да к тому же с неприятнейшими хоровыми распевками, Black Sabbath примененными впервые и единожды.

Возможно, личное отношение к своему делу вновь заставило Йомми заняться более серьезным проектом. Для этих целей был возрожден оригинальный состав 1981 года, и альбом "Dehumanizer", сочетающий в себе на три четверти очень толковый Doom и на четверть - прогрессив, снова проскочил мимо хит-парадов.

Диск 1994 года с возвратившимся Мартином получился слабее, хотя и неплохим. Дело в том, что программа была задумана под вокал Оззи, об объединении с которым года полтора кричали все западные журналы. Но, как сказал в интервью Bainep, в очередной раз покидая Black Sabbath - теперь в направлении Оззи - руководство американского отделения EMI -IRS, нынешние "хозяева" группы наотрез отказались поддержать этот, казалось бы, даже коммерчески выгодный проект.

Оззи занялся своим очередным сольником, Йомми пришлось возвращать слегка подобиженного Мартина, после записи "Cross Purposes" ушел страшно злой на руководящую конъюнктуру Батлер.

Казалось бы, связанный по рукам и ногам многолетним контрактом Йомми снова выдаст что-нибудь "прихардованное". Не тут-то было! Он опять доказал окружающим, что Black Sabbath не просто крепкий орешек. Последний на сегодня альбом "Forbidden", записанный в составе 1990 года, махом свел на нет потуги нынешних британских соперников группы в стиле Doom ансамбли Paradise Lost и My Dying Bride, которые уже определенно выдохлись за три-четыре года деятельности. "Forbidden" - это Black Sabbath времен "Volume 4" в современном изложении: вязкий, тяжелый, медленный, отменно отриффованный дум-метал в лучших его традициях.

Поклонники не узнали Тони Мартина - он вдруг показал, что может не только подражать Дио. На диске 1995 года вокал звучит совершенно иначе, открылись тайные возможности Тони, и порой кажется, что здесь даже Оззи бы лучше не спел. Группа из музыкантов, которым под 50, не только не прозябает, она продолжает давать пример вдохновенности, целеустремленности и умения никогда не сдавать завоеванных позиций.

Дискография:
"Black Sabbath"- 1970
"Paranoid"-1970
"Master of reality"-1971
"Volume 4"-1972
"Sabbath bloody sabbath "-1973
"Sabotage"-1975
"Technical ecstasy"-1976
"Never say die"-1978
"Heaven and hell"-1980
"Mob rules"-1981
"Born again"-1983
"Seventh star"-1986
"The eternal idol"-1987
"Headless cross"-1989
"Tyr"-1990
"Dehumanizer"-1992
"Cross purposes"-1994
"Forbidden"-1995
"The Sabbath Stones"-1996
"Reunion"-1998

Geezer Butler-solo:
"Plastic planet"-1995

 

Hosted by uCoz