Страна: Великобритания.
Состав исходный: lan
Anderson (vocals, winds, cello, guitars, keyboards), Mick Abrahams
(lead guitar, позднее -solo + Bloodwyn Pig - см. ниже), Glenn
Cornick (bass, позднее - Wild Turkey, Paris - см. ниже), Clive
Bunker (drums, позднее - Bloodwyn Pig, Aviator).
1969 год: вместо
Абрахамса неизменным гитаристом стал Martin Barre.
1970 год:
в состав принят старый друг талловцев -Андерсона, Корника и Барлоу
(они вместе организовали первую любительскую группу) - пятый участник
John Evan (lead keyboards).
1971 год: вместо Корника принят басист
Jeffrey Н. Hammond.
1972 год: вместо ударника Банкера в группу
принят старый приятель (см. выше) Barriemore Barlow (в 80-х участие
в соло-альбоме Роберта Планта). Состав стабилизировался. Группе
постоянно помогает небольшой оркестр Дэвида Палмера (David Palmer).
1976 год: вместо ушедшего басиста Хэммонда принят John Glascock
(из первой группы лидера Uriah Неер - Ken Hensley - The Gods,
cm. Uriah Неер).
1977 год: отказ от оркестровых вставок бэнда
Дэвида Палмера с внедрением его самого в штат группы в качестве
второго клавишника - их стало шестеро.
1979 год: во время записи
альбома врожденный порок сердца приводит Джона Глэскока в больницу,
где он скончался во время операции в возрасте 29 лет. Партии баса
дописывал сам Иан Андерсон.
1980 год: Состав изменяется почти
полностью: с Андерсоном и Барре теперь работают: Dave Pegg (лидер
Fairport Convention, bass), молодой барабанщик Mark Craney, а
также знаменитый клавишник/виолончелист Eddie Jobson (ex-Curved
Air, Roxy Music, UK, позднее - session in Yes, solo).
1982 год:
вместо Джобсона приходит клавишник Peter Vettese, а вместо ударника
Крэйни - Gerry Conway, аж с 1966 года игравший в нескольких известных
"чисто" фолк-роковых группах.
1984 год: Андерсон, ставший к тому
времени настоящим универсалом - мультиинструменталистом, увольняет
Конвэя, сам стучит на трех вещах нового альбома, в других же его
заменяет драм-машина.
1987 год: официальный состав Jethro Tull
состоит из трех человек - Андерсона, Барре и Пегга, в качестве
"гостя"-ударника пробуется Doane Perry, до сих пор работавший
в локальных английских группах. Со следующего альбома он уже в
"штате". С тех пор изменений не было до 1995 года. Андерсон любезно
(и кстати) передал клавишные новому виртуозу Andrew Giddings;
остальные те же - Андерсон, Барре, Перри, Пегг.
Вместе с Genesis,
Pink Floyd, Van Der Graaf, Yes, Black Sabbath, Marillion, Kansas,
Eloy, Rush - это группа "первой звездной величины" в истории прогрессивной
рок-музыки, а значит, и всего рок-движения в целом. Оригинальнейший,
ни с чем не сравнимый собственный стилистический почерк, глубокомысленность
композиций и текстов и сохраняющаяся долгие годы стабильность
-обязательные факторы для подлинных, а не формальных лидеров,
в полной мере относятся и к Jethro Tull.
Самым наивным и стилистически
нехарактерным для творчества Jethro Tull (группа названа именем
ученого-аграрника 18 века) в целом выглядит сегодня дебют группы
"Это Было" (1968). Здесь много влияния гитариста Мика Абрахамса,
всегда тяготевшего к блюз-джаз-року, тогда как Аидерсону по душе
были классика, фолк и хард-рок. После ухода Абрахамса Иан на втором
альбоме претворил все свои замыслы в жизнь, и стилистика группы
до 1972 года представляет собой богато аранжированный фолк-рок
на жесткой хард-базе нового гитариста Барре. Диски 1969-1971 года
примерно равноценны по качеству материала, из них сверхпопулярным
стал "Акваланг", распроданный гигантским тиражом, но в творческом
отношении предыдущая программа "Бенефис", будучи менее яркой и
"хитовой", звучала более искренне, а представленные на ней вещи
по содержательности и глубине стали предвестниками Талловского
расцвета в 1972-73 годах.
После доступного и мелодичного "Акваланга"
выпуск в 1972 году монолитной концептуальной программы "Тупой
как пробка" с единственной эпической пьесой на весь альбом далеко
не всеми был вопринят (к чести США, именно там он сразу был оценен
по достоинству). Музыкальные структуры на этом альбоме, лучшем
в этом году вообще, оказались настолько сложными и глубокими,
что даже значительная часть сторонников арта оказалась не готова
к подобному. Непрерывное развитие без пауз и эффектов, нескончаемая
головоломка бесподобно закрученных аранжировок, удивительная виртуозность
музыкантов отбросили назад даже лидеров "техно-арта" ELP. Не дотянул
и "Фокстрот" группы Genesis, сам по себе ставший сверхшедевром
жанра. Полная аллегорий концептуальная лирика "Тупого" на альбоме
была представлена авторством 8-летнего вундеркинда Джералда Востока.
На самом деле все было написано самим Андерсоном на основе его
детских воспоминаний и переживаний.
Очередной альбом также стал
безусловным шедевром. Тоже созданный в виде единой сюиты и в музыкальном
отношении схожий с предыдущим (если не считать нововведения -
Андерсон наряду с неизменной флейтой здесь активно использует
саксофон: чрезвычайно удачно) диск'был с восторгом воспринят наиболее
подготовленной категорией слушателей, но те, кто боготворил Jethro
Tull после "Акваланга", ничего не поняли. Здесь Андерсон в своей
поэзии шагнул уж слишком далеко для христианского меломана. Концепция
диска "Азартная игра" лежит вне пределов Библии: это философская
гипотетическая поэма о жизни после смерти, то есть о перевоплощении
души. Кое-кто усмотрел здесь даже вызов Церкви, критики же просто
плешь проели Андерсону, обвиняя его в "отчуждении от народа".
И Андерсон пошел назад "в народ".
Альбом 1974 года стилистически
близок к столь любимому всеми "Аквалангу": хард-н-артовые хиты
типа "Бунгало в джунглях" слишком явно повторили мелодику "Дыхания
локомотива" и так далее. Три последующих диска 1975-77 годов оказались
более интересными: хотя бы две-три вещи в них содержали крутейший
игровой арт-рок, свойственный пиковым программам. К тому же все
чаще стали появляться очень красивые "менестрельские" баллады
под акустическую гитару и флейту. Диск 1976 года "Слишком стар
для рок-н-ролла, но молод, чтобы умереть" в текстовом плане также
концептуален, но песни здесь разрозненные, короткие, вместить
в них развернутые аранжировки было невозможно. Но если эти альбомы
и не тянули на звание шедевров, просто отличные оценки они вполне
заслужили. В музыке этих лет действительно пахнет средневековьем,
английским лесом и костром у шалаша...
В аналогичном русле выдержан
и очередной диск "Тяжелые лошади" (1978), но он-таки стал шедевром.
Чуть подлиннее стали композиции, и Талловцы вновь смогли продемонстрировать
свой гигантский талант аранжировщиков: снова слышатся столь знакомые
скоростные и неожиданные арт-роковые комбинации, виртуозное владение
инструментами и остроумные "тексты с подтекстом", как в песне
"Мышиная полиция никогда не спит".
Диск 1979 года возвращает
в атмосферу 1977 года, но он много менее удачен. Смерть Джона
Глэскока не могла не повлиять на настроение музыкантов. Скорее
всего, именно это стало причиной прощания с рок-музыкой всех старых
друзей Андерсона и Барре. Публике же этот неглубокий проект понравился,
даже поляки купили на его издание лицензию.
Обратный процесс
произошел с выходом альбома "А" 1980 года с замечательными развернутыми
композициями и просто великолепной игрой на клавишных и электровиолончели
Эдди Джобсона. Критики отметили очевидную свежесть этой работы,
равно как и ее глубокомысленность. Массы же, привыкшие к уровню
сложности "Warchild" и "Stormwatch", восприняли альбом в штыки.
И снова Андерсон допускает творческую ошибку в стремлении балансировать
между элитарным слушателем и большой аудиторией. И если диск 1982
года "Палаш и зверь" неплохо воспринимается, как один из самых
утяжеленных Андерсеновских экспериментов, то заигрывания с попсой
в 1984 году не лезли ни в какие ворота. Как и вышедший год назад
при помощи своего же Талловского коллеги Питера Виттеза первый
сольник Иана (зачем, если и так все от начала до конца сочиняется
им в рамках Jethro Tull?), альбом "Под покрывалом" представил
слушателям монотонную поп-музыку с редкими вкраплениями флейтовых
и гитарных аранжировок. Виттез, как клавишник (впоследствии он
и подался в направлении поп-музыки) был далеко не чета Ивену и
Джобсону, и именно его манера делала Jethro Tull того периода
похожим на Cars или Asia.
Тогда Андерсон сам сел за клавишные.
К чести группы, она с достоинством выбралась из кризиса, и ни
один из последующих альбомов нельзя упрекнуть в самопародии. Звучание
обновилось, но хуже от этого не стало. Представленный в позднем
периоде стабильный синтез энергичного и мощного хард-рока с классическим
артом - это лучшее, что создали музыканты со времен 1972-73 года
(за исключением знаменательных альбомов 1978 и 1980 гг). От эпической
11-минутной "Будапешт" 1987 года с аранжировками удивительной
красоты, через мощное звучание 1989 и 1991 года, которому позавидовали
бы даже Led Zeppelin, пришли Jethro Tull к шикарному подарку для
своих старых друзей.
Еще до диска "Азартная игра" в одном из
французских средневековых замков, в котором разместилась одна
из самых технически тогда оснащенных студий "Шато д'Эровиль" Андерсон
сотоварищи начал записывать (и записал более половины материала)
альбом в духе того периода - концептуальный, навороченный, без
пауз. Однако, персонал этой ультрасовременной студии оказался
неподготовленным к столь серьезному проекту и "запорол" несколько
важных кусков. Со злости Андерсон вообще прекратил работу над
этим материалом, забросил уже почти готовый альбом и принялся,
собственно, за "Азартную игру" - уже в Англии. Так этот незаконченный
шедевр и пролежал 20 лет в забвении, пока музыканты не вспомнили
о нем. В 1992 году они принялись за работу, переписали испорченные
куски, завершили все темы, перемикшировали и... в 1993 году на
рынке появился двойной CD-альбом группы (на LP вышло бы 4 пластинки).
На первом CD как раз представлен тот забытый, нынче переписанный,
шедевр, а на втором - много - много совершенно неизвестных песен
Jethro Tull. Причем, подборка этого незнакомого материала настолько
сильна, что с ее выпуском четверть дискографии ансамбля останется
позади нее. Случай беспрецедентный в истории рока: обычно компиляции
отбракованного материала плетутся в самом конце...
Очередная
работа 1995 года возвращает слушателя к ностальгическим мотивам
первой половины 70-х, только теперь это уже новая программа нестареющих
душой ветеранов. Прекрасно аранжированный арт-рок в лучших традициях
жанра - краткая характеристика нового шедевра группы, название
которого символично: "От корней к кроне".
Дискография:
"This
Was October" - 1968 "Stand Up" - 1969 "Benefit" - 1970 "Aqualung"
- 1971 "Thick As A Brick" - 1972 "Living In The Past" - 1972 "A
Passion Play" - 1973 "Warchild" - 1974 "Minstrel In The Gallery"
- 1975 "``M.U.'' --- Best Of..." - 1976 "Too Old To Rock 'n' Roll:
Too Young To Die!" - 1976 "Songs From The Wood" - 1977 "Repeat
--- The Best Of Jethro Tull --- Vol. II" - 1977 "Heavy Horses"
- 1978 "Live --- Bursting Out" - 1978 "Stormwatch" - 1979 "`A'"
- 1980 "Broadsword and The Beast" - 1982 "Walk Into Light" - 1983
(Ian solo album) "Under Wraps" - 1984 "Original Masters" - 1985
"A Classic Case" - 1985 "Crest Of A Knave" - 1987 "20 Years Of
Jethro Tull" - 1988 "Rock Island" - 1989 "Live at Hammersmith
'84" - 1990 "Catfish Rising" - 1991 "A Little Light Music" - 1992
"25th Anniversary Boxed Set" - 1993 "The Best Of Jethro Tull:
The Anniversary Collection" - 1993 "Nightcap" - 1993 "Divinities"
- 1995 (Ian solo album) "Roots To Branches" - 1995
|