|
|
Страна: Великобритания.
Состав: Paul McCartney (vocals, bass), John Lennon (vocals, rhythm
guitar), George Harrison (lead guitar), Ringo Starr (drums).
Отцы рок-музыки, замечательные новаторы, мелодисты.
Без них, конечно, не может обойтись ни одно издание о рок-музыке.
Это действительно рок-группа №1. Если самое раннее творчество
группы и не было Роком по большому счету, то альбом 1966 года
"Revolver" стал воистину революционным деянием, воплотившем в
себе все то, что впоследствии станут разделять на арт, хард и
так далее. Это уже после появились "The piper at the gates of
dawn" Pink Floyd, положивший начало Конкретному арт-року, или
дебют Led Zeppelin, возвестивший миру о восходе эры тяжелой музыки.
Но именно 1966 год с битловским "Револьвером" стал годом рождения
настоящей Рок-музыки, первого глубокого и продуманного рок-произведения.
До этой поры Рок был лишь зародышем, эмбрионом, из которого неизвестно
бы что получилось. Ранние биг-битовые, ритм-энд-блюзовые и рок-п-ролльные
песенки Beatles отошли в прошлое, как веселое детство. Все последующее
после "Револьвера" творчество великой группы пронизано золотой
нитью Высокого Искусс1ва. Уникальны все 6 альбомов позднего периода,
а "Клуб Одиноких Сердец Сержанта Пеппера", Двойной "белый" и "Монастырская
дорога" до сих пор возглавляют списки пластинок "всех времен и
народов", ежегодно публикуемых различными музыкальными изданиями.
Beatles оставили яркий и неизгладимый след в истории музыки вообще.
Это Монумент, который не разрушит время. Большинство из Вас, читатели,
хорошо знакомы с творчеством легендарной четверки из Ливерпуля,
поэтому было бы неуважительно к Вам наполнить эту статью критическими
зарисовками. Тем более, что на русском языке издана большая и
прекрасная книга живого свидетеля жизни и работы Beatles Хантера
Дэвиса, которая так и называется "The Beatles".
|
|
НАЧАЛО
Весной 1956 года 15-летний Джон Леннон образовал группу "The Qurrymen",
которая исполняла песни в стиле скиффл, кантри- энд-вестерн и
рок-н-ролл. Это был в буквальном смысле любительский коллектив.
6 июля 1957 года Пол МакКартни впервые услышал группу в саду приходской
церкви св. Петра в ливерпульском районе Вултон. МакКартни играл
на гитаре значительно лучше Леннона и через неделю Пол вошел в
состав группы "The Quarrymen".
В 1958 году Пол посоветовал Джону пригласить в ансамбль своего
школьного риятеля Джорджа Харрисона, 15-летнего гитариста. Вскоре
коллектив Леннона принял название "Johnny and the Moondogs", хотя
нередко выступал и под прежним. Пол, Джон и Джордж составляли
ядро коллектива, остальные же музыканты постоянно менялись.
В начале 1959 года в коллектив пришел Стюарт Сатклифф - сокурсник
Джона Леннона.
В ноябре группа приняла новое название "Long John And The Silver
Beatles", вскоре сокращенное до "The Silver Beatles". Слово "beatles"
сочетает в себе 2 значения - "beat" (удар, бит) и "beetles" (жуки).
Осенью 59 года группа начала выступать в клубе "Jacaranda". Летом
1960-го их заметил хозяин гамбургского клуба Кошмидер и пригласил
их в Гамбург. Музыкантам в который раз пришлось подыскивать себе
ударника. В данном случае они остановили свой выбор на Пите Бесте,
чья группа только что распалась.
16 августа 1960 года Леннон, МакКартни, Харрисон , Сатклифф и
Бест покинули пределы Англии, а 17-го уже вышли на сцену нового
гамбургского клуба "Indra". Вскоре однако они стали выступать
в "Кайзеркеллере", пользовавшимся наибольшей популярностью у местной
молодежи.
Квинтет пробыл в Гамбурге четыре с половиной месяца. Они стали
опытной бит-группой, легко и непринужденно исполнявшая как заимствованные,
так и собственные композиции.
Новый 1961 год группа встречала в ранге лучшего из 350 бит-коллективов
Ливерпуля. Ансамбль выступал почти ежедневно, собирая толпы слушателей.
Однако в плане карьеры это было топтанием на месте, и в феврале
они решели снова отправиться в Гамбург.
Уже в первые дни пребывания там они были признаны лучшей из гасролировавшей
в городе групп. Весной 61-го Сатклифф принял решение покинуть
ансамбль, и уходя он подарил свою бас-гитару Полу.
Возвращаясь в конце июня из Гамбурга в Ливерпуль, Пол, Джордж,
Джон и Пит везли домой экземпляры своего первого, только что вышедшего
в ФРГ сингла "My Bonnie" / "The Saints".
Субботним днем 28 октября 1961 года около 3-х часов пополудни
юноша по имени Kurt
Raymond Jones зашел в магазин грампластинок Ливерпульской торговой
фирмы "NEMS Ltd.", принадлежавшей 27 летнему коммерсанту Брайану
Эпсатйну, чтобы купить сингл "My Bonnie". Такой пластинки у Брайана
не оказалось. Ее название он отыскал лишь в каталоге импорта,
и был крайне удивлен, узнав, что речь идет не о немецком, а об
английском ансамбле, который к тому же выступал буквально в 200-х
метрах от магазина Эпстайна, в клубе "Cavern". 13 ноября "Beatles"
подписали контракт, в соответствии с которым их официальным менеджером
становился Брайан Эпстайн.
В конце июля руководитель фирмы "Parlaphone" Джордж Мартин предложил
группе заключить контракт сроком на один год, с обязательством
выпустить не менее 4 синглов, но при одном условии: ударника необходимо
заменить. Это требование совпадало с мнением Джона, Пола и Джорджа,
которые в тайне от Пита давно уже заручились предварительным согласием
Ринго Старра войти в состав их ансамбля.
16 августа Эпстайн официально объявил Бесту, что он должен покинуть
группу. 17 Пит последний раз выступал с "Beatles". А 18 квартет
дебютировал с новым ударником - Ринго Старром.
ТРИУМФ
4 сентября 1962 года в Лондоне "БИТЛЗ" приступили к репетициям
и записи песен для дебютного сингла, который 5 октября появился
на прилавках магазинов. Сингл занял в британском национальном
хит-параде 17 место. Для дебюта, да еще с песней собственного
сочинения это был неожиданно крупный успех.
26 ноября, в перерыве между гамбургскими гастролями "БИТЛЗ" записали
второй сингл "Please Please Me" / "Ask Me Why". Сингл вышел 12
января с огромным успехом. Уже 16 февраля пластинка возглавляла
британский хит-парад.
11 февраля, прервав гастрольное турне по стране, "БИТЛЗ" в один
прием, за 585 минут, записали весь материал для дебютного альбома
"Please Please Me". Поступив в продажу 22 марта, альбом 12 апреля
на 6 месяцев возглавил хит-парад и уступил место лишь следующему
диску "БИТЛЗ".
Октябрь 1963 года принято считать месяцем рождения "битломании".
13 октября, в воскресенье они выступали в лондонском зале "Palladium",
откуда их концерт транслировался на всю страну, собрав 15 миллионов
телезрителей. После концерта квартету пришлось пробираться к машине
в окружении наряда полиции.* В конце октября группа гастролировала
в Швеции.
22 ноября вышел второй альбом квартета "With The Beatles", установивший
мировой рекорд по количеству предварительных заявок - 300 тысяч.
К 1965 году было продано свыше миллиона экземпляров пластинки.
Между тем американский музыкальный рынок не принимал "БИТЛЗ".
Ситуация изменилась после выхода в США в конце 1963 года сингла
"I Want To Hold You Hand".
18 января 1964 года стало известно, что этот сингл занял в США
1-е место в таблице журнала "Cach Box". "Битломания" шагнула за
океан. Музыканты убедились в этом сразу же, как только приземлились
7 февраля в Нью-йоркском аэропорту Кеннеди: встречать их пришло
более 4000 поклонников.
2 марта группа приступила к съемкам и записи песен своего первого
музыкального фильма "A Hard Days Night" и одноименного альбома.
К началу апреля в пятерке лучших национального хит-парада США
фигурировали только песни "БИТЛЗ", а вообще в хит-параде их насчитывалось
14.
С 4 июня по 2 июля квартет находился в своем первом крупном заграничном
турне, через 3 дня после его возвращения в столичном кинотеатре
состоялась премьера фильма "A Hard Days Night". Вскоре вышел одноименный
альбом, впервые не содержавший ни одной заимствованной песни.
И фильм и пластинка вызвали восторженные отзывы в прессе.
19 августа 1964 года началось гастрольное турне группы по Северной
Америке. Возвратившись 21 сентября в Лондон "БИТЛЗ" в тот же день
приступили к записи очередного альбома - "Beatles For Sale". В
первый же день продажи ( 4 декабря ) диск разошелся тиражом 700
тысяч экземпляров.
В октябре-ноябре состоялись гастроли по 27 городам Великобритании.
В феврале 1965 года начались съемки второго полнометражного фильма
- "Help". Премьера состоялась в Лондоне 29 июля, а 6 августа вышел
одноименный альбом. На пластинке немало примечательных композиций,
среди которых песня "Yesterday".
13 августа "БИТЛЗ" отправились во второе американское турне. Ровно
через две недели произошло событие, по сей день не дающее покоя
шоу-бизнесменам и меломанам: "БИТЛЗ" побывали в гостях у Элвиса
Пресли, с которым не только беседовали, но и музыцировали, причем
несколько композиций были записаны на магнитофон. Ни при жизни
Элвиса, ни после его смерти записи не были изданы. Несмотря на
все усилия агентов различных фирм грампластинок установить местонахождение
пленок не удалось. Их стоимость исчисляется миллионами долларов.
ПЕРЕВАЛ
Лето 1965 года было переломным в истории рок-музыки. Из танцевальной,
развлекательной она становилась серьезным искусством.
12 октября в Лондоне группа приступила к записи альбома "Rubber
Soul", ознаменовавшего начало новой фазы не только в их творчестве,
но и в рок-музыкальной культуре вообще.
В песнях этого альбома впервые появились элементы мистики, сюрреализма,
столь характерные в творчестве группы в дальнейшем. Еще более
значительно их присутствие в композициях альбома "Revolver", выпущенного
5 августа 1966 года. Он также отличался прежде всего тем, что
большинство его песен не предполагали сценического исполнения
- настолько сложны были здесь использованные студийные эффекты.
Отныне "БИТЛЗ" стали чисто студийной группой.
Образно говоря 1966 год стал для Джона, Пола, Джорджа и Ринго
годом обретения индивидуальности. Каждый из них начинал понемногу
творить без участия остальных.
Альбом "Revolver" тем временем лидировал в хит-парадах по обе
стороны Атлантики.
В конце 1966 года группа снова собралась в студии. Результатом
начавшихся сеансов записи стал сингл "Strawberry Fields Forever"
/ "Penny Lane", появившийся 17 февраля 1967 года. Новаторские
приемы в аранжировке, огромное по тем временам количество участвовавших
в записи сейшн-инструменталистов, сам взгляд на студию как на
музыкальный инструмент, - все это как бы готовило слушателей и
музыкантов к метаморфозе, воплощением которой стал альбом "Sgt.
Pepper's Lonely Hearts Club Band".
Это был первый в истории рок-музыки концептуальный альбом, где
и форма и содержание служили осуществлению единого замысла. Из
всех композиций альбома наибольшее внимание привлекла последняя
- "A Day In The Life". В ее записи участвовал симфонический ансамбль
из 40 музыкантов, исполнивших уникальный нарастающий звуковой
вал в середине композиции и перед заключительным фортепианным
аккордом. Этот аккорд в известной мере является самоценным музыкальным
произведением. Исполнен он в 10 рук : Ринго, Полом, Джоном и Мэлом
Эвансом на пианино и Джорджем Мартином на фисгармонии. Продолжительность
его звучания - 42 секунды.
"БИТЛЗ" создавали альбомы играючи. Им доставляло удовольствие
насыщать его неслыханными, неожиданными музыкальными и вообще
звуковыми эффектами.
КОНЕЦ
Альбом "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" явился, по сути
дела, последней крупной работой, полностью выполненной совместными
усилиями.
Лето 1967 года кончилось трагически : 27 августа от чрезмерной
дозы снотворного умер Брайан Эпстайн. 1 сентября музыканты собрались
дома у Пола МакКартни, чтобы обсудить создавшееся положение и
дальнейшие планы.
Летом 68 года квартет начал осуществлять сразу два крупных проекта
: готовил материал для очередного альбома и участвовал в работе
над полнометражным мультипликационным фильмом "Yellow Summarine".
22 ноября 68 года появился долгожданный новый альбом, на этот
раз двойной, но... лишенный названия. Публика и пресса вскоре
окрестили его просто "двойным белым альбомом". В биографии "БИТЛЗ"
он занимает особое место, поскольку является первым ярким свидетельством
надвигающегося распада группы. Симптомы этого не в качестве исполнения
песен, а в том, как они создавались и записывались. Атмосфера
коллективного творчества исчезла, каждый выступал как солист,
приглашая остальных лишь в качестве аккомпаниаторов. Критика оценила
альбом неоднозначно. Многие обозреватели придерживались мнения,
что музыкантам следовало быть более требовательными и скомпоновать
один диск.
В течении января 1969 года кинооператоры отсняли многие километры
пленки, за тот же срок музыканты записали сто с лишним песен,
из которых лишь несколько вышли затем на пластинках. Заключительным
эпизодом съемок стал импровизированный концерт, который группа
устроила на крыше здания студии звукозаписи 30 января.
3 февраля 1969 года менеджером "БИТЛЗ" стал Аллен Клейн, предприимчивый
шоу-бизнесмен из США. С этого дня начался распад квартета. Дело
в том, что по мнению
МакКартни менеджером мог быть только близкий, почти родной музыкантам
человек. МакКартни предложил кандидатуру своего будущего тестя
Джона Истмена. Джон, и без того ущемленный лидерством Пола в группе,
был против. В результате МакКартни признав все же Клейна как менеджера
"БИТЛЗ", отказался признать его менеджмент в отношениях своих
собственных произведений. На деле отказ требовал выхода Пола из
финансовой зависимости от "БИТЛЗ". Однако добиться этого можно
было только путем судебного иска. И создалась противоречивая ситуация
: МакКартни, который больше любого другого из "БИТЛЗ" хотел сохранить
ансамбль, вынужден был предъявить иск не только Клейну, но и персонально
Джону, Джорджу и Ринго.
МакКартни решился на это не сразу, но неизбежность этого осознал
уже вскоре после 3 февраля 1969 года.
В июле-августе 1969 года "БИТЛЗ" записали альбом "Abbey Road".
20 августа они в последний раз вместе работали в студии. Среди
песен альбома специалисты прежде всего отметили выдающуюся работу
Джорджа Харрисона, песню "Something", поставив ее в один ряд с
песней "Yesterday".
Вклад Джона в создание альбома меньше, чем обычно. Еще 4 июля
1969 года он заявил журналистам, что образовал новую группу.
В январе 1970 года в Лондон приехал американский продюсер Фил
Спектор, взявшийся подготовить к выпуску альбом "Let It Be", материал
для которого предстояло отобрать из большого количества фонограмм.
17 июля МакКартни выпустил дебютный альбом "McCartney". В тот
же день он распространил текст своего "автоинтервью", где заявил,
что "БИТЛЗ" фактически прекратили существование. Почему так случилось?
Причин много, особенно субъективного плана. Но были и объективные
причины. Как известно творчество всякого крупного художника развивается
в условиях определенного социального контекста. Контекстом "БИТЛЗ"
были 60-е годы. Как все выдающиеся художники, "БИТЛЗ" до осязаемости
остро чувствовали свое время, в соответствии с ним творили и ушли,
когда оно кончилось.
Дискография:
"Please please me"-1963
"With the Beatles"-1963
"A hard day's night"-1964
"For sale"-1964
"Help!"-1965
"Rubber soul"-1965
"Rarities"-1966
"Revolver "-1966
"Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band"-1967
"Magical mystery tour"-1967
"The Beatles"-1968 (2LP)
"Yellow submarine"-1969
"Abbey Road"-1969
"Let it be"-1970
|
|
Please Please Me Parlophone PMC 1202; PCS 3042 - March 22, 1963 (CD) Parlophone CDP 7 46435 2 - February 26, 1987 Capitol CLJ 46435 - July 21, 1887 Introducing The Beatles VeeJay VJLP 1062 July 22, 1963 With The Beatles Parlophone PMC 1206; PCS 3045 - November 22, 1963 (CD) Parlophone CDP 7 46436 2 - February 26, 1987 Capitol CLJ 46436 - July 21, 1887 Meet The Beatles Capitol (S)T 2047 January 20, 1964 Introducing The Beatles VeeJay VJLP1062 January 27, 1964 Jolly What! The Beatles and Frank Ifield On Stage VeeJay VJLP 1085 February 26, 1964 The Beatles Second Album Capitol (S)T 2080 April 10, 1964 A Hard Day's Night United Artists UAL 6366, UAS 6366 June 26, 1964 A Hard Day's Night Parlophone PMC 1230; PCS 3058 - July 10, 1964 (CD) Parlophone CDP 7 46437 2 - February 26, 1987 Capitol CLJ 46437 - July 21, 1887 Something New Capitol (S)T 2018 July 20, 1964 The Beatles Vs. The Four Seasons VeeJay VJDX 30 October 1, 1964 Record 1 The Same as January 27 1964 release of VJLP 1062 Record 2 The Four Seasons Songs, Pictures And Stories Of The Fabulous Beatles VeeJay VJLP 1092 October 12, 1964 Same track listing as January 27 1964 release of VJLP 1062 The Beatles Story Capitol (S)TBO 2222 November 23, 1964 Beatles For Sale Parlophone PMC 1240; PCS 3062 - December 4, 1964 (CD) Parlophone CDP 7 46438 2 - February 26, 1987 Capitol CLJ 46438 - July 21, 1887 Beatles 65 Capitol (S)T 2228 December 15, 1964 The Early Beatles Capitol (S)T 2309 March 22, 1965 Beatles VI Capitol (S)T 2358 June 14, 1965 Help! Parlophone PMC 1255; PCS 3071 - August 6, 1965 (CD) Parlophone CDP 7 46439 2 - April 30, 1987 Capitol CLJ 46439 - July 21, 1887 Help! Capitol (S)MAS 2386 August 13, 1965 Rubber Soul Parlophone PMC 1267; PCS 3075 - December 3, 1965 (CD) Parlophone CDP 7 46440 2 - April 30, 1987 Capitol CLJ 46440 - July 21, 1887 Rubber Soul Capitol (S)T 2442 December 6, 1965 "Yesterday"... And Today Capitol (S)T 2553 June 15, 1966 (with Butcher Cover) June 20, 1966 (with steamer trunk cover) Revolver Parlophone PMC 7009; PCS 7009 - August 5, 1966 (CD) Parlophone CDP 7 46441 2 - April 30, 1987 Capitol CLJ 46441 - July 21, 1887 Revolver Capitol (S)T 2576 August 8, 1966 A Collection of Beatles Oldies Parlophone PMC 7016; PCS 7016 December 10, 1966 Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band Parlophone PMC 7027; PCS 7027 - June 1, 1967 (traditional date) (actually rush released May 26, 1967) Capitol (S)MAS 2653 - June 2, 1967 (CD) Parlophone CDP 7 46442 2 - June 1, 1987 Magical Mystery Tour Capitol (S)MAL 2835 - November 27, 1967 Parlophone PCTC 255 - November 19, 1976 Parlophone PCTC 255 (Yellow Vinyl) - May 1979 (Magical Mystery Tour was originally released in the UK as an Extended EP, (S)MMT 1, see EPs list) (CD) Parlophone CDP 7 48062 2 - September 21, 1987 The Beatles (a.k.a. The White Album) (UK) Apple PMC 7067-8; PCS 7067-8 - November 22, 1968 (US) Apple SWBO 101 - November 25, 1968 Capitol SEABX 11841 (White Vinyl) - August 1978 Parlophone PCS7067/8 (White Vinyl) - 1979 (CD) Parlophone CDP 7 46443 2; CDP 7 46444 2 - August 24, 1987 Yellow Submarine (US) Apple SW 153 - January 17, 1969 (UK) Apple PMC 7070; PCS 7070 - January 17, 1969 (CD) Parlophone CDP 46445 2 - August 24, 1987 Abbey Road (UK) Apple PCS 7088 - September 26, 1969 (US) Apple SO 383 - October 1, 1969 Parlophone PCS 7088 (Green Vinyl) - 1979 (CD) Parlophone CDP 7 46446 2 - October 19, 1987 The Beatles Again (US) Apple SO 385 - February 26, 1970 Hey Jude (US) Apple SW 385 - February 1970 Parlophone PCS 7184 - May 11, 1979 Let It Be (UK) Apple PXS 1 (with book) - May 8, 1970 (US) Apple AR 34001 - May 18, 1970 (UK) Apple PCS 7096 (without book) - November 6, 1970 Parlophone PCS 7096 (White Vinyl) - 1979 (CD) Parlophone CDP 7 46447 2 - October 19, 1987 The Beatles 1962-1966 (US) Apple SKBO 3403 - April 2, 1973 (UK) Apple PCSP 717 - April 19, 1973 Capitol SEBX 11842 (Red Vinyl) - August 1978 Parlophone PCSPR 717 (Red Vinyl) - September 30, 1979 (CD) Apple CDP 7 97036 2 - September 20, 1993 (UK) October 5, 1993 (US) The Beatles 1967-1970 (US) Apple SKBO 3404 - April 2, 1973 (UK) Apple PCSP 718 - April 19, 1973 Capitol SEBX 11843 (Blue Vinyl) - August 1978 Parlophone PCSPB 718 (Blue Vinyl) - September 30, 1979 (CD) Apple CDP 7 97039 2 - September 20, 1993 (UK) October 5, 1993 (US) Rock And Roll Music Capitol SKBO 11537 (Tracks remixed by GM) - June 11, 1976 Parlophone PCSP 719 (Tracks NOT remixed) - June 10, 1976 Parlophone MFP 50506/7 (Tracks remixed) - October 24, 1980 The Beatles At The Hollywood Bowl Capitol SMAS 11638 - May 4 (6?), 1977 Parlophone EMTV 4 - May 6, 1977 Music For Pleasure MFP 4156761 - September 3, 1984 Love Songs Parlophone PCSP 721 - November 19, 1977 Capitol SKBL 11711 - November 21, 1977 Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band - Picture Disc Capitol SEAX 11840 Parlophone PHO 7027 January 1978 Abbey Road - Picture Disc Capitol SEAX 11900 December 1978 The Beatles "Rarities" Parlophone PSLP 261 (Included with Parlophone BC 13) Parlophone PCM 1001 October 12, 1979 Rarities Capitol SHAL 12060 March 24, 1980 The Beatles Ballads - 20 Original Tracks Parlophone PCS 7214 - October 13, 1980 Reel Music Capitol SV 12199 - March 22, 1982 Parlophone PCS 7218 - March 29, 1982 The Beatles - 20 Greatest Hits Capitol SV 12245 October 15, 1982 The Beatles - 20 Greatest Hits Parlophone PCTC 260 October 18, 1982 Past Masters Volume One (CD) Parlophone CDP 7 90043 2 March 8, 1988 Past Masters Volume Two (CD) Parlophone CDP 7 90044 2 March 8, 1988 Past Masters Capitol/Parlophone Double LP C1 91135 Parlophone Double LP BPM 1 October 24, 1988 Live at the BBC (CD) Apple 7243 8 31796 2 6 November 30, 1994 (UK) December 6, 1994 (US) The Beatles Anthology 1 (CD) Capitol/Apple CDP 7243 8 34445 2 6 November 21, 1995 The Beatles Anthology 2 (CD) Capitol/Apple CDP 7243 8 34448 2 3 March 19, 1996 The Beatles Anthology 3 (CD) Capitol/Apple CDP 7243 8 34451 2 7 October 29 1996
|
|