Заппа Фрэнсис Винсент (р. 21 декабря 1940, Балтимор,
Мэриленд, умер 4 декабря 1993 года в США) - американский джазовый
музыкант (гитара, вокал), композитор, аранжировщик, руководитель
ансамбля, бэндлидер.
Потомок европейских эмигрантов (происхождение отца - греко - арабско
- сицилийское, по профессии - химик). Из Балтимора переехал с
семьей в Калифорнию, посещал в Сан-Диего высшую школу. Проявил
интерес к ритм-энд-блюзу, современному джазу и академическому
музыкальному авангарду (особенно к Эдгару Варезу и его экспериментам
с шумами, "конкретными" звучаниями, магнитофонными эффектами и
прочим).
В начале 50-х годов учился на курсах современной музыки в Дармштадте
(ФРГ) - одним из главных центров европейского авангардизма (здесь
преподавали и занимались творческой деятельностью Пьер Булез,
Карл-Хайнц Штокхаузен, Бернд-Алоис Циммерман, Ханс-Вернер Хенце,
Маурисио Кагель, Лючано Берио, Дьердь Лигети, Луиджи Ноно). Из-за
радикализма музыкальных пристрастий и склонности к "протестантскому"
поведению не ужился с родителями, ушел из дома и начал выступать
в танцевальных оркестрах смешанного состава (с неграми и мексиканцами).
Позднее руководил собственными группами - THE BLACKOUTS, THE OMENS,
CAPTAIN GLASSPACK AND HIS MAGIC MUFFLERS.
В 1964 организовал в городе Помона (Калифорния) экспериментальную
группу MOTHERS OF INVENTION, которая вскоре приобрела широкую
известность и была признана, по оценкам прессы, "самой радикальной
и самой зрелищной в США".
С 1968 Заппа работал и как студийный музыкант-аутсайдер, а кроме
того, как продюсер грамзаписей (в этом качестве оказал поддержку
многим некоммерческим ансамблям андерграунд-рока, молодым новаторам
и нонконформистам).
В начале 70-х годов привлек к участию в MOTHERS OF INVENTION талантливый
пародийно-эксцентрический вокальный рок-дуэт LEECH & EDDIE (Ховард
Кэйлан и Марк Волмен), выступавший ранее в составе группы TURTLES.
В 1973-74 проводил многочисленные лайв-сейшны (концерты-представления
для "живой" записи в зале) и хэппенинги, собирая таким способом
материал для последующих записей.
Создал ряд кинофильмов и клипов (некоторые из них произвели сенсацию
и были предметом острых дискуссий в музыкальной печати, например,
"Two Hundred Moteis"-1971). Сотрудничал с различными музыкантами
современного джаза и рока (в частности, с Жаном-Люком Понти, Майком
Ратледжем, Эйнсли Дабаром).
Разносторонне одаренный музыкант и автор текстов к вокальным композициям.
Один из первых и самых значительных представителей американского
джаз-рока и фьюжн-мьюзик (свои эксперименты в области синтеза
современного джаза, неконвенционального рока и академического
авангарда начал еще в середине 60-х годов, почти одновременно
с группой JEREMY AND THE SATYRS, намного опередив BLOOD, SWEAT
& TEARS, CHICAGO и других). Тяготел к сплаву многообразных, порой
весьма разнородных стилевых компонентов (Варез, Кейдж, Стравинский,
Прокофьев, Вейль, Майлс Дэвис, Гил Эванс, Джон Маклафлин: например,
в "Grand Wazoo"). Широко использовал идеи тэйп-мьюзик, "конкретной
музыки", модального фри-джаза, технику звукового коллажа, электронный
саунд, свободную импровизацию, приемы препарации звука, кино -
и телепроекционные средства, всевозможные световые и цветовые
эффекты, театрализацию (например, принцип полисценического действия,
движущиеся макеты-роботы, трюковые пространственные перемещения
участников и тому подобное). В содержательном плане проявил очевидную
склонность к эксцентрике, гротеску и пародии, сюрреалистической
символике, антибуржуазности (в сочетании с пропагандой политической
анархии), грубоватому эротическому натурализму и вместе с тем
наивно-романтическому мировосприятию, к шокингу и одновременно
к морализации (в духе Вейля). Пользуется известностью и как соло-гитарист
с ярко индивидуальной манерой игры.
Наиболее полная дискография:
"Freak Out!" (MGM/Verve) - 1966 [2LP]
"Absolutely Free" (MGM/Verve) - 1967
"We're Only In It For The Money" (MGM/Verve) - 1967
"Lumpy Gravy" (MGM/Verve) - 1967
"Cruisin' With Ruben And The Jets" (MGM/Verve) - 1968
"Mothermania: The Best Of The Mothers Of Invention" (MGM/Verve)
- 1969
"King Kong" (Pacific fast/Liberty) - 1970 [with Jean-Luc Ponty]
"Uncle Meat" (Biwrre/Reprise) - 1969
"Weasels Ripped My Flesh" (Biwrre/Reprise) - 1970
"Chunga's Revenge" (Bizarre/Reprise) - 1970
"Hot Rats" (Biwrre/Reprise) - 1970
"Burnt Weeny Sandwich" (Biwrre/Reprise) - 1970
"Weasels Ripped My Flesh/Burnt Weeny Sandwich" (Reprise) - 1970
"The Mothers: Live At The Flllmore East, June 1971" (Bizarre/Reprise)
- 1971
"200 Motels" (United Artists) - 1972 [soundtrack]
"Just Another Band From L.A." (Bizarre/Reprise) - 1972
"The Grand Wawo" (Bizarre/Reprise) - 1972
"Waka Jawaka" (Bizarre/Reprise) - 1972
"Overnight Sensation" (Discreet) - 1973
"Apostrophe (t)" (Discreet) - 1974
"The Roxy And Elsewhere" (Discreet) - 1974
"One Size Fits All" (Discreet) - 1974
"Mothers Day" (Verve) - 1975
"Rock Flashbacks" (Verve) - 1975
"Bongo Fury (Discreet)" - 1975
"Zoot Allures" (Warmer Bros./Discreet) - 1976
"Zappa In New York" (Discreet) - 1978
"Studio Tan" (Discreet) - 1978
"Sheik Yerbouti" (CBS/Zappa) - 1979
"Sleep Dirt" (Discreet) - 1979
"Orchestral Favourites" (Discreet) - 1979
"Joe's Garage Act 1" (CBS/Zappa) - 1980
"Joe's Garage Acts 2&3" (CBS/Zappa) - 1980 [2LP]
"Joe's Garage Acts 1, 2&3" (CBS/Zappa) - 1980 [3LP]
"Frank Zappa And The Mothers" (Verve) - 1980
"Tinseltown Rebellion" (CBS/Barking umpkin) -1981
"Shut Up'N'Play Yer Guitar" (CBS/Barking Pumpkin) - 1981
"Shut Up'N'Play Yer Guitar Some More" (CBS/Barking Pumpkin) -
1981
"Return Of The Son Of Shut Up'N'Play Yer Guitar" (CBS/Barking
Pumpkin) - 1981
"You Are What You Is" (CBS/Barking umpkin) - 1981
"Ship Too Late To Save A Drowning Witch" (CBS/Barking Pumpkin)
- 1982
"The Man From Utopia" (CBS/Barking Pumpkin) - 1983
"Baby Snakes" (Rykodisc/Zappa) - 1982 [soundtrack]
"Rare Meat - Early Productions Of Frank Zappa" (DelFi) - 1983
"London Symphony Orchestra Vol.1" (Rykodisc) - 1983
"Francesco Zappa" (EMI) - 1984
"Does Humor Belong In Music" (EMD) - 1984
"Them Or Us" (EMI) - 1984
"The Perfect Stranger" (Capitol) - 1984
"Thing Fish" (Capitol) - 1985 [3LP]
"Meets The Mothers On Invention" (Rykodisc) - 1985
"Jazz From Hell" (EMI) - 1986
"London Symphony Orchestra Vol.2" (Rikodisc) - 1987
"Zappa And The London Symphony Orchestra" (Rykodisc) - 1987
"Broadway The Hard Way" (Rykodisc) - 1988
"You Can't Do It On Stage Anymore Volumes 1-6" (Music or Nations)
- 1988
"Guitar" (Music For Nations) - 1988 [2LP]
"Aquarelli" (Phonag) - 1989
"Aquarelli Strumentali" (Phonag) - 1989
"Make A Jazz Noise here" (Rykodisc) - 1991
"Untimidated Audacity - Live 1974" (Rhino) - 1991
"Cucamonga Years: Yearly Works" (MSI) - 1991
В 1991 году фирма Rhino выпустила серию альбомов Ф. Заппы,
ранее имевших хождение только в виде бутлегов:
"Tis The Season To Be Jelly" - 1967
"The Ark" - 1968
"Freaks And Motherjuckers" - 1970
"Piquantique: Stockholm" - 1973
"Saarbrucken" - 1978
"Anyway The Wind Blows" - 1979
"As An Am Zappa" - 1981
"The Best Band You Never Heard In Your Life" (Zappa) - 1991 [live
recorded in 1981]
"Sing Fish" (Vivid) - 1991 [2CD]
"Rubber Slices" (In-Akustik) -1991
"Beat The Boot №2" (Rhino/WarnerBros.) - 1992
"Playground Psychotics" (Rhino) - 1992
"Yellow Shark" (Rykodisc/Zappa) - 1992
"Yellow Shark - Live" (Rykodisc/Zappa) - 1992
"Zappa's Universe" (Poly Gram/Verve) - 1993
"Sonora 4" (Rough Trade) - 1994
"Civilization Phaze III" (Zappa) - 1995 [2CD]
"Strictly Commercial: The Best Of Frank Zappa" (Rykodisc) - 1995
"The Lost Episodes" (Rykodisc) - 1996
"Lather" (Rykodisc) - 1996 [4CD]
"Have I Offended Someone?" (Rykodisc) - 1997
"Strictly Genteel: A "Classical Introduction To..."" (Rykodisc)
- 1997
|