Страна: Великобритания.
Состав (не изменялся): Jimmy Page (guitars), Robert Plant (vocals),
John Paul Jones (bass, keyboards), John Bonham (drums).
Легендарная новаторская группа из известного революционного триумвирата,
открывшего эру "тяжелой" музыки. Если Black Sabbath стали основателями
собственно метала, в частности, на заре деятельности -стиля doom,
Deep Purple разработали стилистику будущего хард-н-хеви, достаточно
скоростного хард-рока с использованием элементов барокко, то Led
Zeppelinстали пионерами молотоподобного харда на блюзовой основе.
Они меньше других обращались к исконно европейским сонатным корням,
тогда как фактически первыми стали использовать развернутые восточные
мелодии: моду на подобное звучание задал "Кашмир" из альбома 1975
года.
Во всем творчестве цеппелинов хард-рок и блюзы занимали примерно
равные позиции. Воспитанный в блюзовой команде Yardbirds, Пэйдж
сохранил привязанность к этой манере на всю жизнь. Первые два
альбома, как и вся продукция группы до 1975 года включительно,
содержали по 50 процентов "тяжести" и блюзовой гитарной акустики.
Первый диск был явно сильнее, но крупнейший международный успех
получил второй во главе с песней "Whole lotta love". Цельность
музыкального замысла Led Zeppelin наиболее полно проявилась на
третьем диске, где вещи стали длиннее и эпичнее, а удивительная
пьеса "Friends" стала вообще новым словом в рок-музыке: столь
необычным было ее акустико-клавишное звучание без ударных.
Коммерческим пиком для ансамбля стал четвертый альбом 1971 года
с легендарной эпической композицией "Лестница в небеса". Справедливости
ради нельзя не отметить, что эта вещь стала первой ласточкой будущего
металлического прогрессива. Начало ее - это акустическая мелодичная
баллада, которая постепенно разворачивается и в апогее достигает
больших скоростей с шикарными гитарными аранжировками. Готической
красотой поражает предыдущая пьеса "The battle of evermore".
Диск 1973 года явил собой, по сути, продолжение концепции 4-го
альбома, здесь роль развернутой эпической композиции исполнила
знаменитая "No Quarter" ("Нет пощады"). Творческим же пиком для
группы стал двойной альбом 1975 года "Физические надписи". Если
раньше тяжелые композиции ансамбля шли вперемешку с блюзами, то
на сей раз Led Zeppelin сделали иначе: кувалдоподобные, тяжеленные,
почти Doomовые композиции, длинные и эпические, с превосходными
находками в аранжементе и мощным использованием клавишных, целиком
разместились на первом LP/CD.
Второй же диск полностью был посвящен блюзам, в основном акустического
, явно ностальгического (по Yardbirds) характера. Возможно, это
было ошибкой: после удивительного и революционного "материала
первого диска песенки второго показались просто детскими. Так
или иначе, сногсшибательной музыки первой части этой своеобразной
дилогии с лихвой хватило на то, чтобы альбом стал не только бриллиантом
рок-музыки в целом, но и открыл новые возможности ее развития.
Два последних программных альбома Led Zeppelin ушли в сторону
от традиции равно использовать в своих произведениях хард и блюз.
"Presence" оказался в целом самым "забойным", причем длиннющая
первая пьеса "Последний подвиг Ахиллеса" - явно прогрессивной
направленности.
Вообще, было похоже, что музыканты пытаются исправить ошибку "Physical
graffiti". Стилистически диск 1976 года - точная копия материала
первого, вызвавшего такой восторг, диска прошлого проекта. Но,
кроме первой вещи и "тяжелого" блюза, остальной материал не излучал
такого сияния, как прошлогодние "Кашмир", "В час моей смерти",
"На свету" и другие. Весь он был выдержан в "железных" рамках
грубой неотесанной мощи 4-й композиции 1975 года "Houses of the
holy", которую, кстати, не включили в одноименный альбом 1973
года. Там бы она, конечно, выглядела как Молох, забредший в цветник
и топчущий грядки огромными ножищами.
Вторая половина 1975 года и 1976 были для группы не только "звездными"
в творческом плане, но и трагическими в бытовом.
Чудом уцелевшие в автоаварии Плант с женой попали в больницу,
Джимми Пэйдж, выходя из поезда, прищемил и порвал сухожилие, то
есть фактически лишился работоспособности "игрового" пальца левой
руки - это в 75-м. В 76-м же после "Presence" и выпущенного на
экраны фильма-концерта "The song remains the same" (записанного
еще в 74-м) от какого-то паршивого вирусного гриппа умирает сын
Планта Карак, и в бедах, преследующих семью Планта, косвенно стали
обвинять увлекавшегося, причем более серьезно, чем Саббатовцы,
магией Джимми Пэйджа. Все это и вышибло Led Zeppelin из колеи
на целых три года. Материал для альбома 1979 года записывали поодиночке;
Каждый присылал продюсеру Питеру Гранту, (к тому времени Цеппелины
были владельцами собственной записывающей компании SWAN SONG Records
- см. также Bad Company) свои записи, и только во время микширования
прежние отношения были восстановлены. Оказалось, что весь фундамент
нового диска принадлежит перу Джона Пол Джонса.
Это и определило нехарактерное для группы звучание. Альбом вышел
самым мягким в творчестве ансамбля, на нем впервые звучит арт-рок.
Группа распалась после очередного потрясения, вызванного смертью
Бонэма в результате алкогольного отравления. В 1982 году Пэйдж
выбросил на рынок сборник отбракованных при записи предыдущих
альбомов неизданных песен под символическим названием "Кода" (Финал
- муз.), на котором было представлено 32 минуты невыразительного
блюз-рока.
Сольное творчество Роберта Планта явилось реальным продолжением
дела Led Zeppelin. Даже гитаристов он подбирал Пэйджевской "школы".
Состав Robert Plant исходный: Robert Plant (vocals), Robbie Blunt
(guitars, ех-ритм-энд-блюзовые группы Bronco, Chicken Shack),
Gerald Woodroffe (keyboards, ex-Black Sabbath), Paul Martinez
(bass, ex-Fleetwood Mac), Phil Cpliins (from Genesis, drums).
Ha двух вещах также отбарабанил в первом альбоме Cozy Powell (Rainbow,
ELP, Black Sabbaths другие).
Второй альбом записывает тот же состав, и снова в двух вещах Коллинз
- старый друг Планта - дал поиграть другому (Barrimore Barlow,
ex-Jethro Tull).
1985 год: те же музыканты, но новый ударник Ritchie Hayward (ex-Little
Feat).
1987 год: состав полностью обновляется. С Плантом теперь работают
молодые музыканты: Doug Boyle (guitars), Phil Johnstone (keyboards),
Chris Blackwell (drums) и Phil Scragg (bass). В двух вещах на
соло помогает Jimmy Page.
1990 год: те же, кроме басиста: Charlie Jones.
1993 год: те же, но при участии также: Martin Alcock (концертный
состав Jethro Tull, cello, keyboards), Kevin MacMichael (guitars)
и еще ударник Chris Hughes.
В 1994 году после кратковременного альянса Раде-Coverdale происходит
воссоединение лидеров Led Zeppelin Пэйджа и Планта. В результате
отказа участвовать в проекте Джона Пол Джонса, название Led Zeppelin
пока использовать не удается. Выпущенный агрегатом Page-Plant
на сегодня единственный альбом представляет собой переигранные
поновому старые хиты цеппелинов плюс 4 "свежие" песни. Посмотрим,
что будет дальше.
Из Плантовского же соло-наследия два альбома вполне могут претендовать
на звание шедевров хард-рока: первый (1982) № последний (1993).
Оба они наиболее приближены к традиционному цеппелиновскому саунду,
содержат прекрасные "восточные" композиции в духе "Кашмир", а
по качеству материала в целом посильнее доброй половины программ
старой группы.
Просто хорошими стали диски певца за 1983 и 1990 годы. Самым слабым
считается альбом 1985 года с явным креном в сторону "новой волны".
Альбом "Now and zen" характерен переходом к старому звучанию,
но от "волновых" фишек на нем еще Плант не избавился.
Дискография:
"Led Zeppelin" - 1968
"Led Zeppelin-2" - 1969
"Led Zeppelin-3" - 1970
"Led Zeppelin-4" - 1971
"Houses of the holy" - 1973
"Physical graffiti" (2LP=2CD) - 1975
"Presence" - 1976
"In through the out door" - 1979
"Coda" - 1982
Robert Plant - solo:
"Pictures at eleven" - 1982
"The principle of moments" - 1983
"Shaken'n'stirred" - 1985
"Now and zen" - 1988
"Manic nirvana" - 1990
"Fate of nations" (2LP=1CD) - 1993
Jimmy Page - solo:
"Deathwish-2" - 1982
"Honeydrippers vol.l" - 1984 (с Робертом Плантом)
"Outrider" - 1988
"Coverdale-Page" - 1993 (с Дэвидом Ковердейлом)
"No quarter" - 1994 (с Робертом Плантом - только 4 новые вещи
на 26 минут).
John Paul Jones-solo:
"Scream for help" - 1985 (c Джимми Пейджем)
John Bonham-solo:
"Band of joy" - 1978(с Робертом Плантом)
Jimmy Page's The Firm:
"The Firm" - 1985, 1986
|